НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО


НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
- течение в западной (преимущественно европейской) философии конца XIX-XX веков, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе обновленной интерпретации диалектического метода и учения о духе Гегеля. Получило распространение в Великобритании, Италии, Германии и Франции. В отличие от гегельянцев представители Н. не распространяли гегелевскую философию вширь на еще не освоенные области действительности и не стремились развить основные принципы Гегеля более последовательно, чем это делал сам Гегель, а пытались радикально переосмыслить его философию с учетом происшедших в XX в. изменений в социально-культурной реальности. Н. в Великобритании (Э. Кэрд, Брэдли, Т. Грин, Б. Бозанкет, Дж.Э. Мак-Таггарт, Коллингвуд) сосредоточено на разработке учения об абсолютном духе. Это учение они считают достаточно глубоким выражением социальной природы человеческого сознания, однако подвергают его существенным изменениям. По Мак-Таггарту, абсолютный дух  существует не как до и без человека имеющаяся реальность, а лишь как совокупность личностей, индивидуальных сознаний. По Бозанкету, абсолют есть высшая форма индивидуальности, а социальные институты (государство, религия, нравственность и т.д.) - формы ее проявления. Большое влияние на брит. Н. оказали комментарии Мак-Таггарта к "Науке логики" Гегеля. Суть этой интерпретации состояла в пересмотре центрального положения гегелевской диалектики - "тождества тождества и различия". Абсолютизация борьбы противоположностей, по Мак-Таггарту, была ошибкой Гегеля, а категория противоречия не выводима из категорий тождества и различия. Согласно Э. Кэрду, необходимо заменить "темное" положение гегелевской диалектики "тождество тождества и различия" более ясным - "тождество в различии", а учение о противоречии - учением о "синтезе различия".

В Италии с начала XX в. до окончания второй мировой войны Н. было доминирующим философским течением. Кроче развивает "этико-политическую" концепцию истории, в которой не сила и зло, а свобода и свободное "нравственное" подчинение индивида "всеобщему" оказываются подлинно творческим началом и одновременно целью истории. Полемика между Кроче и Джентиле во многом определила проблематику итал. философии первой половины XX в. Кроче, занимавший негативную позицию в отношении итал. фашизма, подверг критике гегелевское понимание государства, тогда как Джентиле, ставший одним из официальных идеологов режима Муссолини, отстаивал справедливость положения Гегеля о государстве как высшем воплощении нравственной идеи.

Оформление Н. в относительно самостоятельное течение нем. философии начинается в 10-х годах XX в., когда в пользу возрождения философии Гегеля высказываются столпы неокантианства Виндельбанд и Коген. Кронер предпринимает попытку соединения гегелевской диалектики с "философией жизни". Г. Глокнер трактует философию Гегеля как единство "рациональной рассудочности" и "иррационального духовного содержания", рассматривая диалектический метод как единственно верный путь к адекватному постижению исторической реальности. Нем. Н. представлено также Г. Лассоном, Т. Литтом, Т. Герингом, Ф. Розенцвейгом, А. Либертом. Во Франции Ж. Валь, КожевM, Ж. Ипполит создают в 30-40-е годы "экзистенциальное гегельянство". Опираясь на ранние произведения Гегеля, Кожев и Ж. Валь интерпретируют гегелевскую философию как "радикальный и сознательный атеизм". По мнению Ж. Ипполита, ядро учения Гегеля - "философия духа", которая представляет собой подлинную "онтологию жизни" и выявляет всеобщие характеристики человеческого существования.

Крупным теоретиком Н. был рус. философ И.А. Ильин (1882-1954), живший с 1922 по 1934 в Германии, а с 1938 - в Швейцарии. В концепции Ильина философия Гегеля мыслится как исходный пункт создания "содержательного метафизического мировоззрения" и основание разработки универсальной феноменологии религиозного опыта.

Н. не следует смешивать с гегелеведением, переживающим начиная с 70-х годов своеобразный "ренессанс". Его видные представители: Р. Норман, Г. Сейерс, М. Розен, М.Дж. Инвуд - в Великобритании, Д. Хенрих, Гадамер, О. Пёггелер, К. Дюзинг, Л. Пунтель - в Германии, П.Ж. Лабарьер, Ж. Говен, Ф. Шатле - во Франции, Тейлор в Канаде, Х.-Х. Хольц - в Голландии.

И.А. Pay, Б. Нуржанов

Гарин Э. Хроника итальянской философии XX в. М., 1965; Богомолов A.C. Английская философия XX века. М., 1973; Кузнецов В.Н. Французское неогегельянство. М., 1982.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Смотреть что такое "НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО" в других словарях:

  • неогегельянство — неогегельянство …   Орфографический словарь-справочник

  • НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — неоднородное филос. движение, получившее, особенно с нач. 20 в., распространение в Германии, Франции, Англии, Голландии, Италии. В Германии «обновление гегельянства» (В. Виндельбанд) происходит в нач. 20 в. как часть общего движения неоидеализма …   Философская энциклопедия

  • НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО —         течение в философии к. 19 20 в., для к рого характерно стремление к созданию целостного монистич. мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля, гл. обр. его диалектич. метода и учения о духе. Н. получило… …   Энциклопедия культурологии

  • НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, разнородное течение в философии конца 19 1 й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г.В.Ф. Гегеля. В центре неогегельянства проблемы философии истории и… …   Современная энциклопедия

  • НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — разнородное течение в философии кон. 19 1 й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. В центре неогегельянства проблемы философии истории и культуры,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — англ. Neo Hegelianism; нем. Neohegelianismus. Философское направление конца XIX начала XX вв., характеризующееся стремлением к созданию целостного мировоззрения на основе развития учения Г. В. Ф. Гегеля, понимаемого в духе философии жизни.… …   Энциклопедия социологии

  • неогегельянство — разнородное течение в философии конца XIX  первой трети XX вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. В центре неогегельянства  проблемы философии истории и культуры,… …   Энциклопедический словарь

  • Неогегельянство —         течение идеалистической философии конца 19 1 й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля. Н. получило распространение почти во всех странах …   Большая советская энциклопедия

  • НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — ряд течений в бурж. философии гл. обр. конца 19 1 й трети 20 вв., для к рых характерна тенденция к созданию монистич. мировоззрения на основе обновленной в духе иррационализма интерпретации философии Гегеля. Наиболее значит. представители H., y к …   Советская историческая энциклопедия

  • Неогегельянство — ср. Одно из течений в философии, стремившееся к созданию целостного мировоззрения на основе обновления философии Гегеля. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.